Один день в Абхазии

   Как же хочется жителю Сибири оказаться у моря, лучше, конечно, Красного в Шарм-эль-Шейхе, но и Черное в районе города Сочи тоже неплохой вариант. В одной из таких поездок, осенью 2019 года, налюбовавшись красотами сочинского черноморского побережья, задумали съездить в соседнюю Абхазию.

В Сочи прилетел на самолете, оставив дома за 4,5 тысячи километров верного праворукого друга, Хонду Фрид Спайк, недавно привезенного с «японской помойки».

Ехать в Абхазию с экскурсией на автобусе совсем печальный вариант, поэтому был подобран на самом известном сайте объявлений автомобиль в аренду, а именно Пежо 307, кабриолет, 2 литра, АКПП, 2004 года выпуска.

Арендодателем оказалась милая женщина, проживающая в Кудепсте, где и договорились забрать автомобиль в 7 часов утра, условием договора аренды был пробег 250 километров за сутки, мы планировали побольше, что было одобрено без какой-либо доплаты. Вечером отправил хозяйке фото водительского и паспорта и утром сидел за рулём неизвестного мне зверя — пожилого возраста Пежо, да еще и кабриолета, в бардачке лежал договор аренды и документы на автомобиль. К слову, машина принадлежала совсем другому человеку, все это отдавало некоторой авантюрой, но отступать было поздно, и в 7:05 мы выехали в сторону российско-абхазской границы.

Мы — это я и две девушки, по стечению обстоятельств оказавшиеся в одном месте в одно время.

Поехав по навигатору, вскоре прибыли к старому таможенному посту, хотя интуиция подсказывала, что верить ему нельзя. Отключив «шайтан-приложение», нарезав пару кругов по кольцевым развязкам и полагаясь на здравый ум, наконец подъехали к границе. Пересечь контрольно-пропускные пункты и с нашей, и с абхазской стороны по российскому внутреннему паспорту оказалось делом простым и быстрым, документы были в порядке, багаж отсутствовал, и вся процедура заняла не более 20 минут.

Вот и Абхазия. Далее маршрут следования был: Новоафонский монастырь — озеро Рица — пляж в Гаграх. Общая протяженность пути около 300 км. Больше за один световой день не успеть.

Под колесами был не идеальный, но очень хороший асфальт; минимальный трафик, фуры практически отсутствовали, недорогой бензин и очень дешевые автомойки.

Солнечное октябрьское утро предвещало хорошую погоду на весь день, что для кабриолета очень важно. Кстати, аэродинамика автомобиля продумана, и на скорости ветер обходил машину, не тревожа пассажиров, а при поднятых стеклах ощущение было просто непередаваемое, очень много свежего воздуха, но нисколько не сдувало и не продувало.

Вот так, наслаждаясь каждой секундой поездки, фотографируя на ходу на имеющиеся разнокалиберные телефоны (многие фото сделаны из скриншотов видео — прошу не расстраиваться от низкого качества, самому обидно), незаметно подъехали к Новоафонскому монастырю.

Немного исторической информации. Новоафонский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III. Закрывался в 1924 году, открыт вновь в 1994 году.

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Объём работ при строительстве был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) монастырь подвергся разорению и разграблению. В 1880 году было начато восстановление, продолжавшееся 20 лет.

В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни монастыря. В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь.

Всего в комплексе шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».

В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888-1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века.

Изнутри стены расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников. Пантелеимоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.

Затратив около часа на осмотр достопримечательности, выехали по направлению к озеру Рица.

Самое замечательное в этом озере — это дорога к нему.

Крутые склоны, тоннели, высокие обрывы, сужения дороги и разъезд с встречными машинами, берег быстрой горной реки, резкие повороты — это нужно почувствовать самому.

Особенно замечательно ехать в салоне автомобиля без крыши, когда над головами нависают громадные скалы, то обдувает ледяной воздух в тени, то припекает солнце на открытых участках. Скорость 80 км/ч ощущается высокой и вызывает небольшое чувство опасности.

На пути имеется «кордон» по взиманию платы за посещение этой «жемчужины Абхазии», 350 рублей с человека.

Насколько меня впечатлила дорога к озеру Рица, настолько разочаровало само озеро. Началось все с небольшой «пробки» на подъезде, где мне пришлось снизить скорость и приостановиться. Но как только я прекратил двигаться, откуда ни возьмись выскочил маленький, но очень шустрый абхазский милиционер, который показал жезлом вверх, подошел и с ходу предъявил — нарушение знака «Остановка запрещена». На мои речи о том, что остановки нет как таковой, это движение в «пробке», фары горят, пассажиры пристегнуты, что это то же самое, то остановка на запрещающий сигнал светофора, последовал несколько глупый, но гениальный ответ: «Но ты же остановился». Я припарковал машину и проследовал с этим сотрудником на пост. Там начались торги о сумме денег, угрозы лишения водительских прав, рассмотрения дела в местном суде и прочие кары. В итоге сошлись на некоторой сумме. После этого я спросил, где всё-таки можно припарковать машину. Ответ был такой: «Езжай налево под «кирпич» через мостик, там знак «Остановка запрещена», но раз оплатил, выбери сам место, где хочешь». Дороговатая вышла парковка. За этим мостиком уже находилась пара десятков машин, видимо, тоже с оплаченным местом.

Посмотрев на озеро несколько минут, убедившись в его надуманной для привлечения туристов красоте, пошли пообедать в одном из многочисленных кафе на берегу. Цена и количество шашлыка и овощей на гриле немного смягчили грустную историю с парковкой. Очень вкусный оказался компот из фейхоа. Начинало вечереть. В горах это происходит очень быстро, и мы продолжили свой путь. Спускаться по извилистой горной дороге от озера Рица оказалось не менее интересно и захватывающе, чем подниматься.

Немного об автомобиле.

Пежо 307 СС, бензиновый двигатель 2 литра, передний привод, автоматическая коробка передач. После Хонды Фрид Спайк 1,5-литрового объема на вариаторе, показалось, что Пежо ну очень медленная и тяжелая на разгон машина с плохими тормозами. Особенно при трогании с места и маневрировании, даже была ассоциация с «Волгой». Но потом ничего, привык. На скорости свыше 100 км/ч возможности Фрид Спайка и Пежо 307 становились примерно равными. На обгонах Пежо практически не уступал Хонде.

В машине был кожаный салон, качественный звук аудиосистемы придавал хорошее настроение. Крыша поднимается-опускается нажатием кнопки, за 20 секунд, никаких перекосов и задержек, все работало четко. Сложенная крыша занимала большую часть и без того маленького багажника. На данном автомобиле были установлены широкие низкопрофильные шины, что приравнивало его по жесткости хода к Хонде, но позволяло уверенней проходить повороты. Расход бензина марки АИ-95 вышел около 10 литров на 100 км. Но динамика, теснота салона и багажника не главное в кабриолете!

Ощущение солнечного неба над головой, обегающие потоки морского и горного воздуха, чувство скорости, единство с дорогой и окружающим миром — это дорогого стоит! До этой поездки я совсем по-другому смотрел на кабриолеты, теперь я понимаю, какое это счастье, ехать вдоль моря на открытой машине. Приятно было ехать быстро по ровному асфальту и медленно под хорошую музыку, и резко входить в горные повороты под хиты Земфиры.

На обратном пути заехали на общественный пляж в Гаграх.

Более пустынного и огромного песчаного пляжа с чистым морем я не видел. Даже загорающие собаки не портили вида. Накупавшись, выехали в сторону границы. Обратный переход занял порядка двух часов стояния в автомобильной очереди. Сдали машину в полном порядке. 12-часовая поездка по соседней стране удалась на 100%.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *